Педагогический совет Приоритетные направления школьной образовательной политики: инклюзивное образование, введение ФГОС обучающихся с ОВЗ
- Подробности
-
Категория: Инклюзивное образование
-
Опубликовано 19.03.2016 02:29
-
Автор: Зырянов Алексей Олегович
Педагогический совет «Приоритетные направления школьной образовательной политики: инклюзивное образование, введение ФГОС обучающихся с ОВЗ. Реализация проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве МОБУ ЦО» состоялся 14.03.2016.
В ходе проведения педсовета провела урок математики в группе обучающихся (дети-инвалиды и дети с ОВЗ), сформированной по модели «частичная инклюзия», Г. Г. Рогалёва, учитель математики 1 квалификационной категории.
Федоренко Т.Н, заместитель директора по УВР, проанализировала деятельность педагогического коллектива по проблеме развития инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении.
Татьяна Николаевна рассказала, как организована работа по введению ФГОС НОО ОВЗ.
С применением элементов дискуссии представила отчёт о реализации 1 этапа проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве МОБУ ЦО».
(Из отчёта – «…в 2015/2016 учебном году в МОБУ ЦО всего обучается 536 человек, из них: детей-инвалидов – 28 человек и детей с ОВЗ – 36 человек. Соотношение количества обучающихся с ОВЗ в течение учебного года может изменяться в зависимости от сроков переосвидетельствования (инвалидность) и поступающих детей с ОВЗ в приют, в школу в связи с переездом, о чём свидетельствует мониторинг данных о детях-инвалидах и детях с ОВЗ.
В условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучается один ребёнок с ЗПР на дому.
Для категории обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования разработана адаптированная образовательная программа.
Из 64 обучающихся (детей-инвалидов и с ОВЗ) 27 человек с умственной отсталостью…»
«Принимая управленческие решения, мы пошли на риск, организовав разновозрастную группу обучающихся с интеллектуальными нарушениями по модели «частичная инклюзия», ранее обучающихся на дому индивидуально (утверждено локальным актом МОБУ ЦО). Для них организовано сопровождение, введены предметы – СБО, трудовое обучение; внеурочная деятельность – «Бадминтон», что способствует социализации подростков.
В настоящее время экспериментируем проводить внеурочную деятельность с детьми-инвалидами, обучающимися индивидуально на дому с отдельными учителями, по общекультурному направлению развития личности «Радуга».
С обучающимися инклюзивно, имеющими интеллектуальные нарушения, в рамках трудового обучения выделено по 2 часа на изучение информатики..»
О других направлениях:
«Одной из задач в развитии любого общеобразовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности.
В целях обеспечения общей коррекционной направленности УВП,
выбора оптимальных для развития ученика образовательных программ организована деятельность школьного психолого-медико-педагогического консилиума. Заседаний проводится достаточно: плановые, внеплановые.
Для всех детей с ОВЗ разработаны индивидуальные образовательные маршруты. Структура образовательного маршрута, который выбрали мы, будет корректироваться и дополняться в зависимости от потребностей и возможностей конкретного ребенка, с учётом современных методических рекомендаций…»
Это только некоторые направления работы (выдержки из отчёта), освещённые руководителем проекта.
Далее:
В рамках проекта выработаны критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения:
- успешная адаптация ребенка с ОВЗ в образовательное пространство;
- включение ребенка с ОВЗ в общешкольные мероприятия;
- обратная связь с родителями учащихся с особыми образовательными потребностями;
- результативная просветительская работа среди сотрудников образовательного учреждения.
«Сегодня обнаруживается недостаток профессиональных компетенций наших учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов. Это ставит серьезные задачи не только перед психологическим сообществом сферы образования, но и методическими службами (методический Совет, методические объединения); на 2 этапе должны стать ключевыми: качество процесса включения и сопровождения всех участников, анализ успешных практик, поиск эффективных технологий, оценка динамики психологических и системных изменений…» — озадачила Татьяна Николаевна.
И. С. Шатохина, учитель физической культуры, рассказала о реализации программы внеурочной деятельности с подростками (инвалиды и дети с ОВЗ) «Бадминтон», которую она проводит с сентября 2015 года. В перспективе для таких детей требуется организация занятий по-другому, т. е. адаптированная физкультура.
Д. П. Приходько ни первый год обучает детей-инвалидов с умственной отсталостью, сопровождающейся множественными расстройствами — о приёмах, формах работы, взаимодействии с педагогом-психологом, учителем-логопедом, социализации детей — делилась Дина Павловна.
Все учителя отметили о создании в МОБУ ЦО доступной универсальной среды, что способствует эффективному проведению коррекционных, развивающих занятий с детьми-инвалидами, с детьми с ОВЗ, с классом предшкольной подготовки; о расширении спектра информирования педагогической, родительской общественности города.
Выводы, предложения, решения педагогического Совета:
Выводы
Положительные стороны реализации 1 этапа проекта:
— на подготовительном этапе выполнялся анализ существующих условий, подготовка к организации и реализации инклюзивного образования, апробируются различные возможности (модели) включения детей с ОВЗ, не только изучаются ФГОС ОВЗ, но и введены ФГОС НОО ОВЗ в условиях эксперимента.
Перспективы реализации проекта: повышение информационной компетентности педагогов, родителей, обучающихся, в том числе детей с ОВЗ; повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования; развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса; развитие системы эффективного психолого-педагогического сопровождения; мониторинга по следующим вопросам:
- уровень освоения образовательным стандартом;
- динамика развития обучающихся;
- социализация ребёнка;
- эффективность механизма взаимодействия участников образовательных отношений
- организация эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания детей;
II этап реализации проекта – деятельностный (февраль 2016 – июнь 2017)
Цель: внедрение в практику модели инклюзивного образовательного пространства, ФГОС ОВЗ, их сопровождение.
Прогнозируемый результат реализации данного этапа:
- увеличение доли детей, которым созданы условия для получения качественного образования в условиях инклюзии. Устойчивое продвижение детей в развитии;
- совершенствование психолого-педагогической. социальной помощи с применением современного коррекционно-развивающего, психодиагностического оборудования;
- увеличение количества специалистов, прошедших повышение квалификации по инклюзивному образованию;
- расширение социальных связей МОБУ ЦО.
Решение:
1. Приступить к реализации 2 этапа проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве МОБУ ЦО».
2. Совершенствовать деятельность психолого-педагогической и социальной служб по организации эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания детей с применением современного коррекционно-развивающего, психодиагностического оборудования.
3. Разработать комплекс мониторинговых исследований, связанных с готовностью учителя к профессиональной деятельности в инклюзивных образовательных условиях (Т. Н. Федоренко, руководитель проекта, Л. Н. Карташёва, руководители М.О).
4. Заслушать учителя начальных классов А. А. Зайцеву, педагога-психолога О. В. Кривченко о реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, формировании УУД в ходе экспериментального введения ФГОС НОО ОВЗ (апрель 2016).
5. Администрации МОБУ ЦО продолжать мотивировать работу педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья через стимулирующие выплаты.
6. Руководителям методических объединений: спланировать деятельность по овладению учителями технологиями инклюзивного обучения; продолжить работу по формированию у педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности.
7. Не допускать безответственного отношения педагогов к проведению учебных занятий с обучающимися с ОВЗ и инвалидами; заполнению журналов, мониторингов.
8. Запланировать пополнение оборудования для проведения занятий по адаптированной физкультуре.
9. Ходатайствовать о награждении Почётной грамотой министерства образования и науки Амурской области Рогалёвой Г.Г, учителя математики МОБУ ЦО, за плодотворную работу по развитию инклюзивного образования, практическую деятельность с обучающимися с ОВЗ и инвалидами.