1

НОО «Поиск» МОБУ ЦО

 В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.

Одной из форм работы с обучающимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской и проектной деятельности школьников.

Организация НОО «Поиск» создана в 2001 году. До 2006 года называлось НОУ (научное общество учащихся). Потом появилось другое название – научное общество обучающихся «Поиск».

В обществе главным является его Совет, в который входят обучающиеся 1–11 классов, занимающиеся научно-исследовательской и проектной деятельностью, а также их руководители. НОО «Поиск» работает по направлениям научно-исследовательское и краеведческое.

Философ, просветитель Софокл говорил: «Великие дела не делаются вдруг». Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей. Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников.

В течение каждого года ребята со своими руководителями выбирают интересные темы для своих проектов или исследований, исследуют-проектируют, а затем представляют результаты на научно-практических конференциях разного уровня. Ежегодно НОО «Поиск» добивается высоких результатов.

С 2011 года появилась еще одна традиция – в октябре проходит первичная научно-практическая конференция «Эстафета открытий», целью которой является популяризация данной работы и привлечение обучающихся к исследованиям и проектам. На конференцию приглашаются по несколько представителей от классных коллективов, им демонстрируются интересные работы прошлых лет. Таким образом повышается интерес к исследовательской деятельности.

С 2017 года реализуется авторская программа "Таланты будущего".

Положение и другие материалы размещены на стенде и сайте МОБУ ЦО.

Доклад на тему

Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика

(выступление на городском заседании руководителей НОО

«Организация исследовательской работы в школе»)

P2200075

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому учит такое направление в обучении, как организация научно-исследовательской деятельности.

Учебно-исследовательскую работу педагоги Центра образования организует с обучающимися по двум направлениям:

  1. урочная учебно-исследовательская деятельность обучающихся: проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, урочные внутришкольные проекты, творческие домашние задания, международные проекты и др.
  2. внеурочная учебно-исследовательская деятельность обучающихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа; проектная работа по интересам; курсовые работы по предмету (МХК, профессиональное отделение «Водитель категории В, С», «Оператор ЭВМ и ВМ»); учебно-исследовательские работы; краеведческие работы; участие в конференциях различного уровня.

Структура организации

Высшим органом НОО «Поиск» является общее собрание всех членов Общества, которое проводится не реже двух раз в год. Собрание утверждает Совет НОО, определяет состав каждой секции, утверждает план его работы на год, принимает эмблему НОО. Руководящим органом Общества, осуществляющим общее руководство деятельностью Общества в течение года, является Совет НОО, в который входят:

Слайд9

Деятельность научного общества обучающихся «Поиск» осуществляется в МОБУ ЦО с 2001 года. Это добровольное объединение обучающихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. 

Общество состоит из пяти секций, которые организуют научно-исследовательскую деятельность по различным направлениям:

1) естественно-информационная: химия, биология, география, физика и информатика;

2) эстетико-филологическая: русский язык и литература, МХК, музыка, изобразительное искусство, хореография, английский язык, история, право, обществознание;

3) здоровьесберегающая: физическая культура, ОБЖ;

4) юный исследователь: предметы младшей ступени образования;

5) краеведение.                              

Слайд10

Курируют работу секций руководители методических объединений. Они:

-                организуют методическую и информационную поддержку руководителей проектов;

-                планируют участие членов НОО в школьных, городских и областных мероприятиях;

-                корректируют базу одаренных детей, собирают информацию о достижениях обучающихся (в рамках своей секции).

Для обучения обучающихся и молодых педагогов основам исследовательской деятельности функционирует «Школа НОО» (1 раз в месяц по отдельному плану работы НОО). На занятиях ребята знакомятся с методами исследования, правила написания исследовательских работ, их оформления и защиты, а также определение тем для исследования, составление плана работы и начало работы над исследованием. На данном этапе важно воспитывать у обучающихся сознание того, что написание научно-исследовательской работы требует тщательной подготовки. Особое внимание уделяется практической деятельности (поиск информации из различных источниках, форматирование и редактирование документов, подборка необходимых фотографий, проведение экспериментов и т. п.).

Содержание и формы работы НОО «Поиск»

  1. Организация и проведение первичной НПК в Центре образования.
  2. Деятельность постоянно действующей школы НОО в рамках подготовки и приведения научно-исследовательской деятельности обучающихся (организация лекториев, семинаров по темам проектов и исследований, по вопросам в сфере науки, техники, искусства).
  3. Проведение обзоров научно-популярной литературы.
  4. Проведение предметных недель с демонстрацией исследовательских и проектных работ обучающихся (прошлых и текущих).
  5. Разработка и реализация межсекционных научно-исследовательских проектов.
  6. Участие в работе ежегодной научно-практической конференции в МОБУ ЦО.
  7. Организация и участие в соответствующих выставках и конкурсах, проведение и участие в научных конференциях межшкольных обществ.
  8. Оформление каталога научно-исследовательских работ (Банк ИОР).

Таким образом, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, учитель формирует следующие компетентности обучающегося:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов.

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

 

-              степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

-              степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

-              количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

-              степень осмысления использованной информации;

-              уровень сложности и степень владения использованными методиками;

-              оригинальность идеи, способа решения проблемы;

-              осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

-              уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

-              владение рефлексией;

-              творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

-              социальное и прикладное значение полученных результатов.

Результаты работы НОО «Поиск» за последние три года представлены в таблице:

Слайд19

Модернизация образования диктует нам, педагогам, необходимость продолжения   работы по научно-исследовательской деятельности, умения грамотно моделировать самостоятельную исследовательскую деятельность.

В 2012–2013 учебном годубыла создана проблемная группа «Исследовательская деятельность педагога», в состав которой входят 6 человек. Уже второй год учителя работают над созданием собственного исследования. Им оказывают помощь педагоги, которые уже имеют опыт работы – Сенотрусова А. А., Рослик Н. Н., а также учителя из других образовательных организаций.

Таким образом, можно сказать, что данная система организации научно-исследовательской работы в школе приводит к творческой и исследовательской активности не только обучающихся, но и самих педагогов.

Следовательно, функционирование научного общества обучающихся представляет собой эффективную систему своевременного выявления и адекватного развития интеллектуального потенциала школы. Учебно-исследовательская и проектная деятельности обучающихся создают в нашем учебном заведении современную образовательную среду, являясь важнейшим фактором развития личности ученика.

Разумеется, всякая школа ищет свой алгоритм проведения научно-исследовательских работ, обучения этому искусству педагогов школы и обучающихся. Данный материал можно рассматривать как спорный. Но в любом случае этот опыт может быть полезен коллегам при создании своей программы действий.

Доклад подготовила руководитель НОО "Поиск" МОБУ ЦО — Днепровская Т. В.

 

 

 

Предлагаем вашему вниманию методику определения уровня познавательной активности обучающихся.

Скачать методику в формате DOC

Методика «Исследование познавательной активности обучающихся»

Ф.И.О. ________ класс ________ Дата ________

Инструкция: Ребята, Вам предложена анкета, которая состоит из 8 вопросов с тремя вариантами ответов, о том, какому школьному предмету вы отдаете наибольшее предпочтение.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию, класс и дату.

Отвечая на первый вопрос анкеты, выберите один или несколько предметов и поставьте под ним знак “+”. В дальнейшем, отвечая на следующие вопросы анкеты, ставьте “+” только под выбранными предметами, таким образом, вопросы будете соотносить к Вашим выбранным школьным предметам.

10 и 11 апреля в начальных классах проводились олимпиады по русскому языку и математике с целью выявления кандидатов для участия в соответствующих городских олимпиадах.

Лучшие из лучших знатоков русского языка и математики — Кравцова Иулиания, Макаренков Степан, Локтионов Антон, Кривенко Михаил примут участие в городских олимпиадах 16 и 19 апреля.

1 апреля в нашем Центре образования проходила школьная научно-практическая конференция "Малая академия наук" для обучающихся 1–12 классов.

Ребята и девушки в течение учебного года работали над своими исследовательскими работами под наблюдением научных руководителей (учителей-предметников) и на конференции имели возможность представить результаты исследований на суд строгого жюри.

Результаты среди 1–4 классов:

1 место — Локтионов Антон (4 А)

2 место — Дедышева Светлана (2 А)

3 место — Кравцова Иулиания (4 Б)

Результаты среди 5–8 классов:

ожидайте в скором времени

Результаты среди 9–12 классов:

ожидайте в скором времени

Лучшие работы были выдвинуты на городскую научно-практическую конференцию.

Список одаренных обучающихся МОБУ ЦО
на сентябрь 2012 года

Скачать список в формате DOC

Подкатегории

 

Телефоны "горячих линий"

Это важно знать каждому!

«ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ к ЕГЭ» РОСОБРНАДЗОРА по вопросам подготовки и проведения ЕГЭ 2018:
8 (495) 104-68-38 (работает с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00 по московскому времени)
Адрес доверия: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

"Горячая линия" ЕГЭ: 8 (495) 984-89-19

Министерство образования и науки Амурской области:

1. Закирова Лариса Анатольевна  -  (4162)226-505

2. Мулл Ольга Николаевна  -  (4162)226-508 

3. Кузнецова Наталья Александровна  -  (4162)226-201

4. Люмина Ирина Владимировна  -  (4162)226-201

Отдел образования Администрации города Зеи:
8 (41658) 30471
8 (41658) 30873


"Горячая линия" Управления ФСКН России по Амурской области:
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 490-999

Региональная инновационная площадка