ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Центр образования"
официальный сайт
676243 Россия Амурская обл., Зея гор., Мухина ул., 146
+7(41658)24244 +7(41658)21288 +7(41658)21360
ou-center@yandex.ru

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Центр образования"

официальный сайт
МЕНЮ
МЕНЮ

Форма входа

1

Уважаемые родители, гости нашего сайта, здравствуйте!

Сегодня в рубрике «Необычный ребёнок в обычной школе» будем говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Понятие «дети с ограниченными  возможностями здоровья» (далее ОВЗ) употребляется в педагогической  литературе очень давно,  однако впервые в российской законодательной практике пунктом 16 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено понятие  «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие  получению образования без создания специальных условий».

«Ограничения возможностей» всё чаще стали рассматриваться не столько как физиологические или психические недостатки этого ребёнка, сколько как  несформированность материальных, социокультурных условий, должных обеспечить детям данной категории возможность проживать полноценную жизнь.  Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие  в себя использование  специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В статье 34 п.1.2. отмечается о предоставление условий для обучения детей с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Для всех категорий детей с ОВЗ выделяют следующие условия социальной адаптации:

  • усвоение детьми с ОВЗ базовых навыков в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания (участие детей с ОВЗ в общественном производстве, в сфере услуг или труда, в ведении домашнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых вопросах);
  • овладение детьми с ОВЗ навыками социального общения, коммуникации (овладение  стандартными  схемами социального поведения и социального взаимодействия, навыками взаимопомощи в сложных социальных условиях);
  • подготовка обучающихся с ОВЗ к доступной трудовой деятельности, овладению трудовыми навыками;
  • приучение детей с ОВЗ к активному и целесообразному проведению досуга (спорт, танцы, экскурсии, декоративно-прикладное искусство и ремесло, клубы по интересам и др.);
  • организация процесса коррекции и компенсации отклонений в развитии средствами культуры, искусства, спорта, ремесел;
  • необходимо обязательное включение родителей детей с ОВЗ в коррекционно-педагогический процесс. Огромную помощь в данном направлении должны оказывать и Вы, уважаемые родители.

Обучение лиц с ОВЗ в образовательных организациях организуется по следующим видам программ:

1. Адаптированной основной образовательной программе — образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т. е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов.

2. Адаптированной образовательной программе — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной образовательной программы в соответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок. При этом адаптированию и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности.

Отдельные классы, реализующие адаптированные основные образовательные программы, могут быть созданы для следующих категорий обучающихся:

  • глухих (дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или являющимся врожденным);
  • слабослышащих (дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. Слабослышащими считаются дети с понижением слуха от 15–20 до 75 дб.  В отличие  от глухих слабослышащие дети обладают таким слухом, который позволяет им на основе слухового восприятия речи окружающих накопить минимальный запас слов, хотя и не полноценных по своему фонетическому оформлению);
  • позднооглохших (дети, потерявшие слух, но сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты);
  • слепых (дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 диоптрии на лучше видящем глазу с применением очков);
  • слабовидящих (дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0.05 до 0.2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (резкое сужение границ поля зрения):
  • лиц с тяжелыми нарушениями речи (дети, у которых отмечаются нарушения всех компонентов речи — лексического, грамматического, фонетико-фонематического строя речи);
  •  лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (дети, у которых отмечаются различные виды двигательной патологии: заболевания нервной системы, врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата);
  • лиц с задержкой психического развития (дети, имеющие отставание развития психики в целом или отдельных ее функций (сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых):
  • лиц с умственной отсталостью (дети, у которых имеет место умственная отсталость (нарушение интеллекта) разной степени тяжести):
  • лиц с расстройствами артистического спектра (дети, у которых нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков);
  • лиц со сложными дефектами (дети, имеющие сочетание двух и более нарушений развития).

(часть 5 статьи 79 Федерального закона от 29.12. 2012    № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно пункту 22 приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее — приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015)  численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.

Обучение детей-инвалидов на дому организуется по адаптированным основным образовательным программам и адаптированным образовательным программам, разработанным для каждого ребенка образовательной организацией.

Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы, утвержден письмом Минпроса РСФСР от 08.07.1980  № 281-м и Минздрава РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186 «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы».

Какие существуют формы организации процесса обучения на дому детей с инвалидностью?

Формы организации процесса обучения на дому детей с инвалидностью определяются индивидуальным учебным планом адаптированной образовательной программы, предусматривающим групповые, индивидуальные коррекционные занятия, проводимые как на дому, так и в условиях школы.

Какие условия обязана создать образовательная организация ребенку с инвалидностью, обучающемуся на дому?

Образовательная организация детям-инвалидам, обучающимся на дому:

  • предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
  • обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  • осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию.

Кого можно отнести к категории лиц с умственной отсталостью?

Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разно­образные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нару­шении развития умственной деятельности. Разные формы умственной от­сталости различаются по этиологии, патогенезу, клиническим проявлени­ям, степени выраженности могут различаться по времени возникновения и по особенностям течения.

Недоразвитие и своеобразие умственной деятельности занимает цен­тральное и определяющее место в общем недоразвитии психики ребенка.

Сегодня поступают вопросы, касающиеся приёму детей с интеллектуальными нарушениями в образовательные организации города, но при этом детей с различной степенью умственной отсталости не желают принимать. Обратимся к справке:

Кто такие обучающиеся с умственной отсталостью?

Обучающиеся с умственной отсталостью — категория учащихся, у которых имеет место умственная отсталость (нарушение интеллекта) разной степени тяжести. Умственная отсталость — стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой сферы и поведения, обусловленное органическим поражением коры головного мозга. При умственной отсталости нарушается адаптация ребенка в окружающем предметном и социальном мире. При этом в наибольшей степени поражается высшая форма познавательных процессов — абстрактное мышление.

Согласно международной классификации (МКБ-10), выделяют четыре формы умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

Какова специфика трудового обучения по адаптированным основным образовательным программам обучающихся с интеллектуальными недостатками?

Исходя из индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей обучающихся с ОВЗ осуществляется выбор профиля труда с учетом действующего перечня рекомендованных профессий и специальностей для обучения детей и подростков с недостатками в умственном и физическом развитии. В индивидуальной программе реабилитации (ИПР) инвалида указываются рекомендуемые профессии и перечень работ, которые они способны выполнить самостоятельно.

Адаптированные основные образовательные программы для умственно отсталых обучающихся должны обязательно включать блок профессионально-трудовой подготовки для обучающихся с легкой умственной отсталостью и трудовой подготовки для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В чем особенности трудового обучения лиц с умственной отсталостью?

Содержание трудового обучения обучающихся с умственной отсталостью определяется уровнем общего образования, на каждом из которых решаются определенные специфические задачи:

  • обучение в 1–4 классах — учащиеся приобретают первоначальный трудовой опыт, изучаются индивидуальные трудовые возможности школьников и формируется готовность к деятельности в мастерских профессионального обучения;
  • обучение в 5 классе — общетехническое трудовое обучение: формируются новые организационные и умения и навыки поведения, требуемые для работы в профессиональной мастерской;
  • обучение в 5–8 классах — профессионально-трудовое обучение;
  • обучение в 9 классе — специализация профессионально-трудовой подготовки: осуществляется переход от общего курса профессионально- трудового обучения к овладению знаниями, умениями и навыками, требуемым работникам определенного предприятия.

По окончании образовательной организации выпускники сдают экзамен по профессионально-трудовому обучению.

Для молодых людей с тяжелой умственной отсталостью, а также для тех, у которых умственная отсталость сопровождается двигательными нарушениями, овладение профессией затруднительно, а порой невозможно. В этом случае основное внимание уделяется обучению их обслуживающему труду и некоторым ремеслам.

По каким программам обучаются дети-инвалиды на дому?

Обучение детей-инвалидов на дому организуется по адаптированным основным образовательным программам и адаптированным образовательным программам, разработанным для каждого ребенка образовательной организацией.

Дети с какими заболеваниями могут обучаться на дому?

Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы, утвержден письмом Минпроса РСФСР от 08.07.1980  № 281-м и Минздрава РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186 «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы».

Какие существуют формы организации процесса обучения на дому детей с инвалидностью?

Формы организации процесса обучения на дому детей с инвалидностью определяются индивидуальным учебным планом адаптированной образовательной программы, предусматривающим групповые, индивидуальные коррекционные занятия, проводимые как на дому, так и в условиях школы.

Какие условия обязана создать образовательная организация ребенку с инвалидностью, обучающемуся на дому?

Образовательная организация детям-инвалидам, обучающимся на дому:

  • предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
  • обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  • осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
  • выдает прошедшим итоговую аттестацию документ об  образовании.

Надеюсь, что через данную статью Вы ознакомились с основополагающими положениями по созданию условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ в школах; при обращении о приёме такого ребёнка в  любое общеобразовательное учреждение нашего города, последнее обязано  принять этого ребёнка на обучение без всяческих оговорок.

© 2019. .