ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Центр образования
официальный сайт
676243 Россия Амурская обл., Зея гор., Мухина ул., 146
+7(41658)24244 +7(41658)21288 +7(41658)21360
ou-center@yandex.ru

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Центр образования

официальный сайт
МЕНЮ
МЕНЮ

Форма входа

1

Ранее мы говорили об особенностях создания условий для организации обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Сегодня перед школой стоит  очень  серьёзная задача по созданию  безбарьерной  среды — это среда, где ребёнок не испытывает трудностей, имеет все условия для самореализации, нравственного и умственного развития, физического роста и социальной адаптации.

Первые шаги в создании такой среды делает педагогический коллектив МОБУ ЦО.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Центр образования – это уникальная общеобразовательная школа  в  инфраструктуре города, решающая  проблемы создания условий для  непрерывного образования в соответствии с интересами личности разных возрастов (класс предшкольной подготовки, отделение  заочного обучения, дополнительное образование, дополнительные  программы  профессиональной подготовки).

В течение двух лет данное учреждение обеспечивает  условия для получения образования  детьми, проживающими далеко за пределами города и попавшим в трудную жизненную ситуацию, присмотр и уход которых осуществляет ГОБУП Зейский «Солнечный» (приют), небольшое количество детей из села Заречная Слобода Зейского района).

За  последние четыре года отмечается увеличение в 1,7 раза количества детей,  имеющих различные нарушения физического и нервно-психического здоровья (в том числе с серьёзными расстройствами поведения) с 40 детей с ОВЗ  (от общего количества обучающихся 516 в 2011/12 учебном году) до 64 детей с ОВЗ (от 504 человека в 2014/15 учебном году).

При подготовке детей к школе, обследовании на городской ПМПК определилось  2 ребёнка с ОВЗ и 1 ребёнок-инвалид, которые с 1 сентября 2015 года будут обучаться в МОБУ ЦО.

Сегодня в МОБУ ЦО для 64 детей, из них 24 человека – это дети-инвалиды, необходимо создать условия для обучения, их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни школы, общества, эффективной самореализации в различных видах учебной, внеурочной,  социальной деятельности.

Перед Учреждением  возникла  необходимость в создании  условий  для  реализации  права на образование всех категорий школьников с учётом их психофизических  особенностей, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в МОБУ ЦО.  Следовательно,  стратегия  развития  МОБУ ЦО  неотрывно  связана  с внедрением и развитием инклюзивного образования.

Важно знать:

Пунктом 27 статьи 2 Закона впервые определено понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В рамках данного понятия предусматривается возможность обеспечения вариативных форм образования детей с особыми образовательными потребностями — как совместное обучение детей с ОВЗ (ООП- особыми образовательными потребностями) с нормативно развивающимися сверстниками в общеобразовательной организации, так и дистанционное образование — социальная инклюзия.

Аналитические данные по состоянию и функционированию общеобразовательного учреждения, организации учебно-воспитательного процесса с детьми с ОВЗ свидетельствуют, что в МОБУ ЦО: валеологическая направленность воспитательно-образовательного процесса в соответствии с образовательной программой; накоплен положительный опыт реализации различных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями.

Обеспечение  равного доступа к получению образования,  достижению  успеха всеми без исключения  детьми независимо от их индивидуальных  особенностей – эти направления деятельности  коллектив Центра образования реализует  с 2006 года,   сначала план  адаптивной  образовательной  модели «Школа для всех», в настоящее время -  долгосрочную целевую программу развития  Учреждения «Адаптивная школа для всех – школа «Личность».  19 педагогов, что составляет 57,5%, принимают идеологию инклюзии:

     — обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;

     — все дети могут учиться — мы должны создать подходящие условия для их обучения.

Накопленный опыт, с одной стороны, недостаточность современной материально-технической базы, нормативно-правового, программно-методического обеспечения; неподготовленность педагогов на методологическом уровне,… Среди педагогической общественности возникают проблемы, связанные с неумением (не желанием признать детей с ОВЗ, нежеланием их обучать совместно в одном классе  с другими детьми, Необходимо совершенствовать деятельность психолого-педагогической,  социально — психологической служб Учреждения – всё это создало предпосылки для разработки и реализации проекта «Обучение и социализация  детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве МОБУ ЦО».

Данный Проект  направлен на разработку и создание  условий  для  перехода  к инклюзивному обучению, введению Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также формирование модели инклюзивного образования.

Цели Проекта:

1. Создание условий для предоставления возможности обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам г. Зеи  реализовать право на получение качественного и доступного образования.

2.Создание  условий  перехода  к инклюзивному образованию, введению Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в МОБУ ЦО г. Зеи.

3. Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.

На различных этапах деятельности будут реализовываться следующие задачи:

1. Создать нормативно-правовое, кадровое, программно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение инклюзивного образования, ФГОС ОВЗ.

2. Совершенствовать внутреннюю среду Учреждения, создать единую доступную образовательную среду для каждого школьника.

3. Сформировать социально-психологическую культуру, толерантное сознание всех участников образовательного процесса.

4. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.

5. Обеспечить образовательные программы  технологиями инклюзивного образования.

6. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностико-консультативного, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности.

7. Включить родителей в процесс развития инклюзивного образования в школе,  на проектирование образовательного процесса обучающихся с ОВЗ (в качестве активных  участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.

В 2014/2015 учебном году в МОБУ ЦО всего обучалось 504  человека (начало учебного года), 497 человек на конец учебного года, из них:

-  детей-инвалидов -  25 человек  (5% от общего количества детей) на начало учебного года, 24 человека (конец учебного года; смерть 1 ребёнка-инвалида, имеющего тяжёлую форму заболевания);

- детей с ОВЗ   на начало учебного года – 36 человек, на конец учебного года – 39 человек (7,7%), периодами детей с ОВЗ в школе достигало 45 человек (прибывали  из приюта, других областей страны). Всем этим детям определены различные формы обучения в соответствии с рекомендациями Центральной и городской ПМПК, на основании письменного заявления родителей (законных представителей).

Особенностями организации работы с детьми с ОВЗ в рамках реализации Проекта являются:

На основании приказа отдела образования администрации г. Зеи на уровнях  начального и основного общего образования  организовано  3 класса  интегрированного обучения (3Б, 4Б, 5 Б) с общим количеством обучающихся – 55 человек (на начало учебного года; 57 человек на конец года), из   которых  19 детям с ОВЗ обеспечены адекватные условия и равные с нормально развивающимися сверстниками возможности для получения образования в рамках федеральных государственных  образовательных стандартов.

На протяжении учебного года с  детьми, имеющими задержку психического  развития и интеллектуальные нарушения, проводились коррекционные занятия, осуществлялась  внеурочная деятельность, классные и школьные мероприятия, целенаправленная деятельность по преемственности (адаптации) начального общего и основного общего образования. В соответствии с требованиями  ФГОС НОО проводились метапредметные диагностические работы, средством накопления информации об образовательных результатах обучающихся являются их портфолио. По результатам промежуточной аттестации, итоговых отметок,  заключениям ПМПК пятиклассника, обучающегося по адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития, перевели в 6-ой класс на обучение по общеобразовательной программе основного общего образования (положительные моменты);  другие обучающиеся переведены в следующие классы, 2 человека – по годам обучения.

Для 7 детей из  5-7-х классов, обучающихся на дому по общеобразовательной программе и  индивидуальным адаптированным основным образовательным программам (но по запросам — заявлениям родителей  они  посещают занятия в школе),  – экспериментально организованы  микрогруппы (небольшие  группы детей, в которых на разных предметах, в зависимости от программы, педагога, применяемых технологий  обучалось от 1,2-х до 7-ми человек с целью их адаптации,  развития  коммуникативных навыков,  общения со сверстниками, педагогами, участия в общешкольных мероприятиях.

Одной обучающейся по общеобразовательной программе 5-го класса была предоставлена возможность (при сопровождении заместителя директора по УВР) посещения занятий в классе с целью апробирования своих физических, психологических возможностей пребывания в классе целый день, после чего девочка вернулась в группу.

Для работы с детьми с ОВЗ данной группы выделен кабинет, установлен компьютер; мебель подобрана в соответствии с ростом детей.  Назначен     куратор  группы, которая является  учителем математики у большинства из этих обучающихся.

Работать сложно: у каждого ребёнка свой темп работы, на низком уровне  развита  эмоционально-волевая сфера,  требуется постоянная помощь, неоднократные повторения учителя, наглядный материал,   но сегодня уже отмечается заинтересованность этих детей в участии в различных видах деятельности; они стали общаться между собой, в сети Интернет, переживают друг за друга.

Со всеми  детьми данной группы и с привлечением обучающихся на дому индивидуально, проведены мероприятия: «Встречаем Новый 2015 год», экскурсия-урок в школьном музее, поход-прогулка по снежному парку, участие в акции «Танцующая школа»,  по посадке деревьев «Фамильное дерево»  и другие.

Имеют  грамоты  отдела образования  (городской  этап  областного  конкурса – выставки «Юный флорист»: 1 место — Анастасия, за участие в данном конкурсе – Алина. Они же  награждены дипломами за активное участие в конкурсе рисунков «Да здравствует Великая Победа!»  Влад занял 3-е место в конкурсе чтецов «Факел Победы» (школьный уровень).

Все обучающиеся переведены в следующие классы для продолжения обучения по  адаптированным основным образовательным программам.

Родители удовлетворены реализацией индивидуальных маршрутов своих детей, их  успехами,  отмечают у некоторых повышение собственно-учебной мотивации.

Значит, управленческие решения  выбраны верно, они определили эффективность реализации  образовательного  процесса и социальной адаптированности каждого  ребенка  в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями.

Другие варианты организации обучения детей с ОВЗ представлены в формах включения 1-4-х детей с различными отклонениями в развитии в общеобразовательный класс. Это в основном обучающиеся по адаптированным основным образовательным программам, имеющие задержку  психического развития,  во 2А, 6Б, 7Б, 8Б классах, а также 2 обучающихся (с интеллектуальными нарушениями) по индивидуальной адаптированной основной образовательной программе (6Б, 8Б классы).

При организации данной формы обучения возникает много проблем как организационного плана (несоответствие учебных планов, недостаточное внимание отдельному ученику (ему, обучающемуся по 8 виду в общей массе детей), другие приёмы, технологии обучения); кадровые – не обучены педагоги работе с детьми с ОВЗ, в частности, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); поведение самих обучающихся не предсказуемое (в школу идёт, но уроки не посещает, агрессия, не умеет ответить на обзывание, выполнить поручение, т.п.).

С большим количеством детей младшего школьного возраста, имеющих сложные органические расстройства, обучающимися по индивидуальным  адаптированным основным образовательным  программам на дому (с возможностью посещения занятий в школе) занимаются 8 учителей начальных классов, используя игровые, личностно-ориентированные технологии.

Особую группу составляют обучающиеся с сохранным интеллектом, но при этом низким уровнем учебной мотивации, несформированностью эмоционально-волевой сферы, расстройствами поведения (девиантное поведение, дезадаптация). Таких детей становится больше.

Анализируя количество обращений в городскую ПМПК с целью определения образовательного маршрута, обращений родителей детей с ОВЗ по вопросу записи их детей в МОБУ ЦО,  следует вывод — сегодня существует потребность в определении учреждения, формы обучения для детей с ОВЗ, а это ещё раз подтверждает востребованность введения инклюзивных практик,  создания специальных условий, в том числе для оказания индивидуальной психолого-педагогической поддержки детям-инвалидам и имеющим ограничения по здоровью; необходимо вовлекать к совместной работе учреждения дополнительного образования.

© 2019. .