ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Центр образования"
официальный сайт
676243 Россия Амурская обл., Зея гор., Мухина ул., 146
+7(41658)24244 +7(41658)21288 +7(41658)21360
ou-center@yandex.ru

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Центр образования"

официальный сайт
МЕНЮ
МЕНЮ

Форма входа

1
18
февраля
2014

Макаренкова Галина Валерьевна

Фамилия: Макаренкова

Имя: Галина

Отчество: Валерьевна

Дата рождения: 26.12.1969 год

Образование: высшее, Благовещенский государственный педагогический институт имени М. И. Калинина, 1992год, учитель математики и физики

Стаж работы (на 26.02.2019)

18
февраля
2014

Участвую в конкурсах различных уровней.

Уровень

Название конкурса

Место

Год

Муниципальный

Городской конкурс «Лучший педагог года-2014»

участие

2014

Муниципальный конкурс «Мой лучший интерактивный урок»

Муниципальный

Муниципальный заочный конкурс «Современный урок математики»

3

2015

Региональный

Региональный  заочный конкурс «Современный урок математики»

участие

2015

Региональный

Областной  заочный конкурс проектов «Моя безопасная улица»

участие

2016

Региональный

Региональный заочный конкурс проектов «Математика  вокруг нас»

участие

2016

Муниципальный

Муниципальный конкурс «Современный урок: работаем по ФГОС»

2

2017

Муниципальный

Муниципальный конкурс «Современный урок: работаем по ФГОС»

участие

2018

Муниципальный

Фестиваль открытых мероприятий по ФГОС

участие

2019

18
февраля
2014

В обучении, чтобы не формально усвоить  

материал, надо не пробыть, а прожить  

обучение, надо, чтобы обучение вошло в 

жизнь ребенка, чтобы оно имело для него

                                                     личностный смысл. 

                              А. Н. Леонтьев

 

          Главной целью современной школы должно стать раскрытие способностей каждого ученика и воспитание его личностью социально активной, носителем ценностей гражданского общества, креативной и критически мыслящей, мотивированной к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни, готовой к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов; способной к личностному выбору и  поступкам, готовой нести  ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения; разделяющей  ценности безопасного  и здорового образа жизни и следующей  им в своем  поведении;  уважающей других людей и умеющей сотрудничать с ними для достижения общего результата.

Для успешного окончания школы учащиеся должны показать высокий уровень овладения предметами курса общеобразовательных дисциплин, в т. ч. математики, поэтому моя задача, как  преподавателя, найти к обучающимся индивидуальный подход, поддержать их, сделать учебный процесс максимально посильным, но в то же время отвечающим всем требованиям содержания образования.

Современный урок математики – это такая форма организации процесса обучения, при которой компоненты системы урока (содержание учебного материала, методы обучения и формы организации учебного процесса) существуют в строгой взаимосвязи и определяются целью урока.

Задумываясь над проблемами современного образования, пытаюсь ответить на вопрос: «Как воплотить личностные и социальные смыслы образования в процессе обучения математике?»

Для современной школы основным направлением развития стала такая направленность обучения, при которой ведущее место занимает личностный потенциал ребенка. Он предполагает учёт потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

В современном мире, который динамично развивается, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком и объемом информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. «Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию.  Современное  образование должно стать процессом личностного развития».

Задача педагога – не просто преподавать свой предмет, а развивать личность каждого ребёнка его средствами.

Образовательное пространство становится развивающим, если:

1) мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;

2) создавать условия для   возникновения реальной «ситуации успеха» для обучающегося в образовательном пространстве учебного заведения;

3) создавать среду для развития мыслительных способностей ученика  через овладение определенными мыслительными операциями;

4) обеспечивать организацию  поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;

На основании этого  для себя я определила цель своей педагогической деятельности: повышение эффективности обучения через формирование положительной мотивации к учению.

Поставленную цель реализую через комплекс  задач:

  1. Заинтересовать каждого обучающегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
  2. Развить познавательную активность;

4.     Развить творческий потенциал учащихся;

5.     Развить индивидуальные способности каждого ребёнка;

6. Совершенствовать содержания математического образования путем насыщения его прикладными и сюжетными заданиями;

7. Внедрять в обучение информационные, компьютерные, здоровьесберегающие и игровые технологии;

  1. Привлекать обучающихся к активной внеклассной работе по предмету.

Свою педагогическую деятельность осуществляю на основе следующих принципов:

  1.  Принцип природосообразности: педагогический процесс строю согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся,
    учитывая их возможности, опираясь на них при организации воспитательных отношений;
  2. Принцип открытости:  не только даю знания, ­ но еще и показываю их границы. Сталкиваю ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
  3. Принцип деятельности: ученики осваивают знания, умения, навыки преимущественно в форме деятельности.
  4. Принцип обратной связи: регулярно контролирую  процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
  5. Принцип идеальности: максимально использую возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Исходя из принципов, строится содержание, определяются приемы и методы моей педагогической деятельности. Применяемые методы дают ответ на вопрос, как и чему учить.  Они направлены на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

В жизнь школы прочно вошли такие понятия как «современные педагогические технологии», «инновационные процессы». Каждый учитель апробировал в своей работе тот или иной метод, педагогическую технологию и сделал выбор в пользу наиболее результативных. Я – не исключение, ознакомившись и внедряя  некоторые из них в свою практику, я отдаю предпочтение (не пренебрегая другими) технологии личностно ориентированного обучения.

Одним из важнейших требований, предъявляемых человеком к любой деятельности, в частности к учебной, является создание психологического комфорта и ощущение реальной достижимости цели именно для него, и желание получить адекватную его достижениям оценку результатов его деятельности со стороны учителя и, что не менее важно, со стороны товарищей. Это правило я и беру за основу, применяя личностно ориентированную технологию обучения. В плане создания такого комфорта математика находится, особенно в старших классах, в трудном положении в сравнении с остальными школьными предметами. Зачастую старшеклассники, имея уже устойчивые интересы, не всегда связывают их с математикой, считают, что в жизни она никому не нужна, за исключением профессионалов. Целью личностно ориентированного обучения является развитие личности ученика, стремление к самопознанию, к выбору индивидуальной траектории, формирование интереса к собственному я, кто я на самом деле, могу ли я быть успешным именно в математике.

Итак, ученик становится центром образовательного процесса. Одна из важнейших составляющих психологического комфорта – это постоянное ощущение радости от преодоления трудностей. Критерий эффективности обучения – каждая личность имеет свои интересы, свои способности, и ориентация обучения на личность ученика предопределяет уровень знаний, умений, навыков, необходимых ученику. В этом — то и противоречие современной «идеологии» стандартам, в которой предполагается, что выпускник должен знать многое, совершенно излишнее для большинства учеников и далекое от их интересов. А согласование стандартов и интересов возможно именно при личностно ориентированном обучении.

Деятельностный подход позволяет вовлечь в учебный процесс каждого обучающегося. Главная методическая цель урока при системно — деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.Она достигается следующими путями.

     1.  Ход познания – «от учеников». На уроке составляю и обсуждаю план урока вместе с учащимися, использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

      2.Преобразующий характер деятельности обучающихся. На уроке они наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть побуждаю обучающихся к мыслительной деятельности.

      3.  Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Для реализации такой деятельности на уроке  создаю проблемные ситуации.

      4.  Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Стараюсь создать  атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

      5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

 6.  Гибкая структура. На уроке использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые  позволяют раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Использование  деятельностного подхода даёт  положительный эффект:

  • Обучающиеся не боятся говорить и спрашивать то, что им не понятно, отстаивать и доказывать свою точку зрения.
  • Стараются подходить к решению любого задания творчески,  любят открывать знания самостоятельно, знают, что любое задание имеет разные способы решения, не боятся предлагать свои способы, высказывать свое мнение и аргументировать его.
  •  Каждый ребенок оценивается относительно себя самого.

Многие выпускники  школы с трудом могут четко сформулировать ответ на вопрос. Учитель должен  научить обучающихся ставить вопрос, отвечать на поставленные вопросы четко и лаконично. В этом помогает применение  проблемно-диалогической технологии.

Организация проблемно-диалогического обучения имеет важное значение для развития мышления школьников, ибо «начало мышления» – в проблемной ситуации. Проблемно-диалогическое обучение предполагает организацию поисковой деятельности обучающихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, также овладение методами добывания знаний.

Для осуществления проблемного-диалогического обучения на своих уроках:

  • стараюсь создавать проблемную ситуацию;
  • постепенно развиваю у обучающихся умения и навыки выявлять и формулировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения;
  • при подготовке к учебному занятию  выделяю в материале проблемные вопросы.

Результатом использование проблемно – диалогической технологи на  своих уроках вижу в том, что:

  • обучающиеся могут выделить проблемный вопрос;
  • не боятся аргументировать свою точку зрения по конкретному вопросу;
  • умеют слушать и слышать одноклассников.

Данную технологию рационально применять на уроках:

  • изучения новой темы;
  • семинарах;
  • урок одной задачи.

  Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. В результате обсуждения, спора, обмена мнениями уточняется и углубляется индивидуальная позиция. Нет никакого противоречия в том, что, с одной стороны, говорится о независимости мышления, с другой – подчеркиваются социальные параметры критического мышления. Работая в группах, ученик решает более сложные задачи, нежели только конструирование собственной личности. В ходе продуктивного обмена мнениями вырабатываются такие качества, как умение слушать других, толерантность, ответственность за собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни.

   Данная характеристика критического мышления позволяет сделать вывод о том, что критически мыслящий человек готов жить в современном мире, мире неоднозначном и меняющемся.

   Технология РКМ позволяет решать задачи:

-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической  и оценочной работе с информацией любой сложности;

-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

ТРКМ способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.

Все педагогические технологии по существу являются информационными, так как учебный процесс невозможен без обмена информацией. Сегодня под термином "информационные технологии" понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств.

Наиболее эффективно применять на уроках математики информационные технологии при мотивации введения нового понятия, демонстрации моделей, моделировании, отработке определенных навыков и умений, контроле знаний.

Уроки с применениеИКТ эффективны не только своей эстетической привлекательностью, но и способствуют активизации разных каналов восприятия обучающихся, реализуя тем самым принципы доступности и наглядности (использование анимации, звукового сопровождения, видеосюжетов и гиперссылок).

        На каждом этапе урока воздействие учебного материала на обучающихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы иногда провожу уроки с применением компьютерных презентаций, как подготовленных мной, так и уже готовых. Использование презентаций позволяет облегчить учащимся восприятие материала, повысить плотность урока, эффективность контроля знаний и умений учащихся и познавательную активность школьников.

Использование  на своих уроках электронных учебников  «Кирилла и Мефодия» по геометрии позволяет решить проблему слабой оснащённости кабинета наглядными пособиями по курсу геометрии 10 – 11 класса. Проведение уроков с использованием электронных учебников дает весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционным: создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекает школьников; предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; появляется возможность отслеживать и направлять траекторию изучения материала; текст содержит ссылки на другой материал без ограничения. Можно надеяться на повышение заинтересованности к учебе.

Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков. Использование интерактивной доски повышает эффективность уроков во много раз, так как, на мой взгляд, мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому ученик не может быть только пассивным зрителем или слушателем, а активно принимает участие в процессе обучения.

Работа с мультимедийным и интерактивным оборудованием повышает у школьников интерес к предмету, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, а самое главное, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет. Это можно проверить с помощью тестов, которые есть после каждой темы в электронных учебниках.

Повышение мотивации к учению осуществляю  проведением нетрадиционных уроков, таких как семинары, конференции, способствуют развитие у  обучающихся  умение самостоятельно работать с дополнительными источниками информации.

Повышению мотивации к изучению математики способствует систематическая внеклассная работа по предмету. Мои обучающиеся систематически принимают участие в заочных конкурсах различного уровня, таких как «Молодежный математический чемпионат», «Кенгуру», «Инфоурок».

Систематически участвую в организации и проведении недели предметов естественно – математического цикла, организовываю внеклассные мероприятия по предмету, в которых участвуют мои ученики.

Предметная неделя планируется таким образом, чтобы все обучающиеся могли проявить свои способности, для этого им предлагаются различного рода творческие задания по интересам: составление и решение ребусов, составление кроссвордов, оформление газет, подготовка презентаций. Традиционно, во время проведения недели, проходит «Математический поезд» для 5–7 классов и «Брейн-ринга» для 8–11 классов.

Одной из  форм внеклассной работы по предмету является  элективный курс. В 2013–2014 учебном году в рамках предпрофельной подготовки в 9А классе веду элективный курс  «Решение уравнений и неравенств». Данный курс в этом учебном году провожу первый год.

 Включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе в рамках НОУ позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей. Исследовательская деятельность даёт возможность развития познавательного интереса к предмету у обучающихся с различным уровнем мотивации. В 2012 году ученик 7 А класса  Жигулин Егор занимался  исследовательской  работой по теме « Математика вокруг нас». С результатами исследования  он выступил на конференции НОУ «Поиск» Центра образования. В данном учебном году обучающаяся 9 А класса Джураева Зульфия занимается исследованием  по теме «Проценты в повседневной жизни человека».

Особое внимание уделяю индивидуально — групповым занятиям по предмету. На таких занятиях обучающиеся получают дополнительную консультацию, что позволяет более «слабым» ликвидировать пробелы в знаниях.

Для обучающихся 9, 11 классов провожу ИГЗ по подготовке к экзаменам, используя не только материал учебника, но и материалы открытого банка заданий, других интернет- ресурсов, а так же сборники для подготовки к ЕГЭ и ГИА и другую дополнительную литературу.

Положительная  динамика роста успеваемости  позволяет сделать вывод о повышении мотивации обучающихся к предмету.

Для совершенствования личностного и профессионального роста целенаправленно занимаюсь самообразованием. В 2013–2014 учебном году работаю над темой: «Устный счет, как способ повышения вычислительной культуры обучающихся». С результатами своей работы планирую выступить на заседании МО и научно –практической конференции.

Свой профессиональный уровень повышаю на курсах в ГОУ ДПО Амурской области Амурский институт развития образования.

Второй год являюсь руководителем творческой группы учителей математики Центра по теме: «Технология деятельностного метода».

Постоянно делюсь опытом работы среди коллег МОБУ ЦО и города.

18
февраля
2014

3.3 Продуктивность педагогической деятельности

Год

Класс (группа)

Количество обучающихся

Качество

знаний (%)

Успеваемость

(%)

2013-2014

24

38

100

21

47

100

20

10

100

26

23

100

11А

20

30

100

2014-2015

27

41

100

21

14

100

23

35

100

15

0

100

10А

28

29

100

2015-2016

28

32

100

23

17

100

24

33

100

16

0

100

11А

30

30

100

2016-2017

21

48

100

13

15

100

27

22

100

2

14

100

10А

25

24

100

10Б

16

5

100

2017-2018

22

45

100

13

0

100

29

31

100

24

14

100

11А

22

27

100

11Б

14

7

100

Добиваюсь показателей положительных динамики освоения образовательных программ (для высшей квалификационной категории);

  • Результаты ГИА по математике в форме ОГЭ:

учебный год

успеваемость, %

5

4

3

2

качество, %

средний балл

2013- 2014

88%

0

3

20

3

12

3

2015-2016

97%

2

7

26

1

25

3,3

2017-2018

100%

0

5

16

0

24

3,2

2) Результаты ГИА по математике в форме ЕГЭ (отдельно профильный и базовый, начиная с 2014 года)

Профильный уровень

учебный год

кол-во учащихся

средний балл

успеваемость, %

наивысший балл

2013-2014

20

34

100

64

2015-2016

19

31

58

72

2017-2018

10

26,2

50

50

         В 2017 – 2018 учебном году снижение  успеваемости  среди сдававших профильный уровень объясняется тем, что 5 человек прибыли в 10 класс из других школ города и имели низкий базовый уровень математических знаний. При выборе формы сдачи ЕГЭ по математике (профиль или база) данные обучающиеся не в полной мере оценили свои возможности для успешной сдачи ЕГЭ. Несмотря на это все обучающиеся, не сдавшие  профильную математику, успешно сдали математику базового уровня и получили аттестат об образовании.

Базовый уровень

учебный год

успеваемость, %

5

4

3

2

качество, %

средний балл

2015-2016

100

2

7

13

-

41

3,4

2017-2018

94

6

12

16

2

50

3,6

В 2017 −2018 уч. году снижение процента успеваемости  среди сдававших базовый  уровень объясняется тем же: 2 человека прибыли в 10 класс из других школ города и имели низкий базовый уровень математических знаний.

18
февраля
2014

Результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах:

Выявляю развитие у обучающихся способностей, к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. Обучающиеся, участвуя в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (муниципальных, региональных, всероссийских и др.), показали  следующие результаты:

Год

Форма проведения мероприятия

(тема)

Уровень

Результат

2014

Конкурс-игра по математике «Кенгуру»

Международный

Участие

Международный интеллектуальный интернет –марафон «ЭДУКОНец»

Международный

Участие

Всероссийская олимпиада школьников по математике.

Школьный

Призер

Научно-практическая конференция исследовательских работ

Школьный

Участие

2015

ООО «РИО»

Всероссийский

Призер

Конкурс-игра по математике

«Кенгуру»

Международный

Участие

Олимпиада Плюс

Всероссийский

участие

Всероссийская олимпиада школьников по математике.

Школьный

призеры

Научно-практическая конференция исследовательских работ

Школьный

Участие

2016

Конкурс – игра по математике «Слон»

Всероссийский

Призёр регионального уровня

Международный дистанционный блиц-турнир по математике «Матиматика –царица наук»

Международный

призеры

Всероссийская межпредметная олимпиада «Страна талантов»

Всероссийский

Победитель, призёр регионального уровня

Всероссийская олимпиада школьников по математике.

Школьный

призеры

Научно-практическая конференция исследовательских работ

Школьный

участие

Региональный заочный конкурс проектов «Математика  вокруг нас»

Региональный

участие

Научно-практическая конференция «Парад проектов −2016»

Школьный

призеры

2017

Конкурс-игра по математике «Потомки Пифагора»

Всероссийский

1,2,3 место в городе

«Знанио»

Всероссийский

3 человека – 3место

Международный конкурс «Поверь в себя», проект «Уроки математики»

Международный

3 места

Олимпиада Плюс

Всероссийский

участие

Международный конкурс «УМныйЯ»

Международный

2,3 место в городе

Научно-практическая конференция исследовательских работ

Школьный

участие,

призёр

Научно-практическая конференция исследовательских работ

Муниципальный

призёр

Научно-практическая конференция «Парад проектов — 2017»

Школьный

призеры

Всероссийская олимпиада школьников по математике.

Школьный

участие

2018

Международный конкурс «Круговорот знаний»

Международный

2,3 место в городе

Международный конкурс «Лига чисел»

Международный

3 место в городе

Олимпиада Учи.ру

Всероссийский

участие

Международная олимпиада по математике «Инфоурок» осенний сезон

Международный

2человека – 2 место

2 человека – 3 место

Научно-практическая конференция исследовательских работ

Муниципальный

участие

Научно-практическая конференция «Парад проектов −2018»

Школьный

призёры

Всероссийская олимпиада школьников по математике.

Школьный

призёр

2019

Муниципальная олимпиада школьников по математике 5–6 кл.

Муниципальный

призёр

Олимпиада Учи.ру

Всероссийский

призёры

Международная дистанционная олимпиада «Инфоурок», зимний сезон 2019 года

Международный

Участие (результаты после 28.02.19)

Всероссийский дистанционный конкурс по математике «Звездочёт»

Всероссийский

Участие (результаты 19.03.19)

© 2019. .