ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Центр образования
официальный сайт
676243 Россия Амурская обл., Зея гор., Мухина ул., 146
+7(41658)24244 +7(41658)21288 +7(41658)21360
ou-center@yandex.ru

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Центр образования

официальный сайт
МЕНЮ
МЕНЮ

Форма входа

1
18
февраля
2014

Макаренкова Галина Валерьевна

Фамилия: Макаренкова

Имя: Галина

Отчество: Валерьевна

Дата рождения: 26.12.1969 год

Образование: высшее, Благовещенский государственный педагогический институт имени М. И. Калинина, 1992год, учитель математики и физики

Стаж работы (на 26.12.2013)

18
февраля
2014

Курсы повышения квалификации

Кол-во часов

Сроки  обучения

Тематика

Наименование учреждения

1

40

27.04.09- 30.04.09

Содержание и технология итоговой аттестации школьников в IXклассе

Амурский областной ИПКиППК

2

24

25.03.2010- 27.03.2010

Основные функции интерактивной доски. Интерактивные ресурсы

Амурский областной ИПКиППК

3

72

15.11.2010 −20.11.2010

Педагогический менеджмент в организации воспитательного процесса в ученическом коллективе

Амурский областной ИПКиППК

4

25.04.2011- 26.04.2011

Новые технологии в работе с родителями

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

5

72

26.03.2012 – 31.03.2012

Информатизация образовательного процесса как условие повышения качества образования

ГОАУ ДПО Амурский

областной институт развития образования

6

72

28.10.2013 – 02.11.2013

Организация образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС основного общего образования

ГОАУ ДПО Амурский

областной институт развития образования

 

18
февраля
2014

В обучении, чтобы не формально усвоить  

материал, надо не пробыть, а прожить  

обучение, надо, чтобы обучение вошло в 

жизнь ребенка, чтобы оно имело для него

                                                     личностный смысл. 

                              А. Н. Леонтьев

 

          Главной целью современной школы должно стать раскрытие способностей каждого ученика и воспитание его личностью социально активной, носителем ценностей гражданского общества, креативной и критически мыслящей, мотивированной к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни, готовой к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов; способной к личностному выбору и  поступкам, готовой нести  ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения; разделяющей  ценности безопасного  и здорового образа жизни и следующей  им в своем  поведении;  уважающей других людей и умеющей сотрудничать с ними для достижения общего результата.

Для успешного окончания школы учащиеся должны показать высокий уровень овладения предметами курса общеобразовательных дисциплин, в т. ч. математики, поэтому моя задача, как  преподавателя, найти к обучающимся индивидуальный подход, поддержать их, сделать учебный процесс максимально посильным, но в то же время отвечающим всем требованиям содержания образования.

Современный урок математики – это такая форма организации процесса обучения, при которой компоненты системы урока (содержание учебного материала, методы обучения и формы организации учебного процесса) существуют в строгой взаимосвязи и определяются целью урока.

Задумываясь над проблемами современного образования, пытаюсь ответить на вопрос: «Как воплотить личностные и социальные смыслы образования в процессе обучения математике?»

Для современной школы основным направлением развития стала такая направленность обучения, при которой ведущее место занимает личностный потенциал ребенка. Он предполагает учёт потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

В современном мире, который динамично развивается, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком и объемом информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. «Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию.  Современное  образование должно стать процессом личностного развития».

Задача педагога – не просто преподавать свой предмет, а развивать личность каждого ребёнка его средствами.

Образовательное пространство становится развивающим, если:

1) мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;

2) создавать условия для   возникновения реальной «ситуации успеха» для обучающегося в образовательном пространстве учебного заведения;

3) создавать среду для развития мыслительных способностей ученика  через овладение определенными мыслительными операциями;

4) обеспечивать организацию  поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;

На основании этого  для себя я определила цель своей педагогической деятельности: повышение эффективности обучения через формирование положительной мотивации к учению.

Поставленную цель реализую через комплекс  задач:

  1. Заинтересовать каждого обучающегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
  2. Развить познавательную активность;

4.     Развить творческий потенциал учащихся;

5.     Развить индивидуальные способности каждого ребёнка;

6. Совершенствовать содержания математического образования путем насыщения его прикладными и сюжетными заданиями;

7. Внедрять в обучение информационные, компьютерные, здоровьесберегающие и игровые технологии;

  1. Привлекать обучающихся к активной внеклассной работе по предмету.

Свою педагогическую деятельность осуществляю на основе следующих принципов:

  1.  Принцип природосообразности: педагогический процесс строю согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся,
    учитывая их возможности, опираясь на них при организации воспитательных отношений;
  2. Принцип открытости:  не только даю знания, ­ но еще и показываю их границы. Сталкиваю ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
  3. Принцип деятельности: ученики осваивают знания, умения, навыки преимущественно в форме деятельности.
  4. Принцип обратной связи: регулярно контролирую  процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
  5. Принцип идеальности: максимально использую возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Исходя из принципов, строится содержание, определяются приемы и методы моей педагогической деятельности. Применяемые методы дают ответ на вопрос, как и чему учить.  Они направлены на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

В жизнь школы прочно вошли такие понятия как «современные педагогические технологии», «инновационные процессы». Каждый учитель апробировал в своей работе тот или иной метод, педагогическую технологию и сделал выбор в пользу наиболее результативных. Я – не исключение, ознакомившись и внедряя  некоторые из них в свою практику, я отдаю предпочтение (не пренебрегая другими) технологии личностно ориентированного обучения.

Одним из важнейших требований, предъявляемых человеком к любой деятельности, в частности к учебной, является создание психологического комфорта и ощущение реальной достижимости цели именно для него, и желание получить адекватную его достижениям оценку результатов его деятельности со стороны учителя и, что не менее важно, со стороны товарищей. Это правило я и беру за основу, применяя личностно ориентированную технологию обучения. В плане создания такого комфорта математика находится, особенно в старших классах, в трудном положении в сравнении с остальными школьными предметами. Зачастую старшеклассники, имея уже устойчивые интересы, не всегда связывают их с математикой, считают, что в жизни она никому не нужна, за исключением профессионалов. Целью личностно ориентированного обучения является развитие личности ученика, стремление к самопознанию, к выбору индивидуальной траектории, формирование интереса к собственному я, кто я на самом деле, могу ли я быть успешным именно в математике.

Итак, ученик становится центром образовательного процесса. Одна из важнейших составляющих психологического комфорта – это постоянное ощущение радости от преодоления трудностей. Критерий эффективности обучения – каждая личность имеет свои интересы, свои способности, и ориентация обучения на личность ученика предопределяет уровень знаний, умений, навыков, необходимых ученику. В этом — то и противоречие современной «идеологии» стандартам, в которой предполагается, что выпускник должен знать многое, совершенно излишнее для большинства учеников и далекое от их интересов. А согласование стандартов и интересов возможно именно при личностно ориентированном обучении.

Деятельностный подход позволяет вовлечь в учебный процесс каждого обучающегося. Главная методическая цель урока при системно — деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.Она достигается следующими путями.

     1.  Ход познания – «от учеников». На уроке составляю и обсуждаю план урока вместе с учащимися, использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

      2.Преобразующий характер деятельности обучающихся. На уроке они наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть побуждаю обучающихся к мыслительной деятельности.

      3.  Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Для реализации такой деятельности на уроке  создаю проблемные ситуации.

      4.  Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Стараюсь создать  атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

      5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

 6.  Гибкая структура. На уроке использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые  позволяют раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Использование  деятельностного подхода даёт  положительный эффект:

  • Обучающиеся не боятся говорить и спрашивать то, что им не понятно, отстаивать и доказывать свою точку зрения.
  • Стараются подходить к решению любого задания творчески,  любят открывать знания самостоятельно, знают, что любое задание имеет разные способы решения, не боятся предлагать свои способы, высказывать свое мнение и аргументировать его.
  •  Каждый ребенок оценивается относительно себя самого.

Многие выпускники  школы с трудом могут четко сформулировать ответ на вопрос. Учитель должен  научить обучающихся ставить вопрос, отвечать на поставленные вопросы четко и лаконично. В этом помогает применение  проблемно-диалогической технологии.

Организация проблемно-диалогического обучения имеет важное значение для развития мышления школьников, ибо «начало мышления» – в проблемной ситуации. Проблемно-диалогическое обучение предполагает организацию поисковой деятельности обучающихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, также овладение методами добывания знаний.

Для осуществления проблемного-диалогического обучения на своих уроках:

  • стараюсь создавать проблемную ситуацию;
  • постепенно развиваю у обучающихся умения и навыки выявлять и формулировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения;
  • при подготовке к учебному занятию  выделяю в материале проблемные вопросы.

Результатом использование проблемно – диалогической технологи на  своих уроках вижу в том, что:

  • обучающиеся могут выделить проблемный вопрос;
  • не боятся аргументировать свою точку зрения по конкретному вопросу;
  • умеют слушать и слышать одноклассников.

Данную технологию рационально применять на уроках:

  • изучения новой темы;
  • семинарах;
  • урок одной задачи.

  Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. В результате обсуждения, спора, обмена мнениями уточняется и углубляется индивидуальная позиция. Нет никакого противоречия в том, что, с одной стороны, говорится о независимости мышления, с другой – подчеркиваются социальные параметры критического мышления. Работая в группах, ученик решает более сложные задачи, нежели только конструирование собственной личности. В ходе продуктивного обмена мнениями вырабатываются такие качества, как умение слушать других, толерантность, ответственность за собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни.

   Данная характеристика критического мышления позволяет сделать вывод о том, что критически мыслящий человек готов жить в современном мире, мире неоднозначном и меняющемся.

   Технология РКМ позволяет решать задачи:

-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической  и оценочной работе с информацией любой сложности;

-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

ТРКМ способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.

Все педагогические технологии по существу являются информационными, так как учебный процесс невозможен без обмена информацией. Сегодня под термином "информационные технологии" понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств.

Наиболее эффективно применять на уроках математики информационные технологии при мотивации введения нового понятия, демонстрации моделей, моделировании, отработке определенных навыков и умений, контроле знаний.

Уроки с применениеИКТ эффективны не только своей эстетической привлекательностью, но и способствуют активизации разных каналов восприятия обучающихся, реализуя тем самым принципы доступности и наглядности (использование анимации, звукового сопровождения, видеосюжетов и гиперссылок).

        На каждом этапе урока воздействие учебного материала на обучающихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы иногда провожу уроки с применением компьютерных презентаций, как подготовленных мной, так и уже готовых. Использование презентаций позволяет облегчить учащимся восприятие материала, повысить плотность урока, эффективность контроля знаний и умений учащихся и познавательную активность школьников.

Использование  на своих уроках электронных учебников  «Кирилла и Мефодия» по геометрии позволяет решить проблему слабой оснащённости кабинета наглядными пособиями по курсу геометрии 10 – 11 класса. Проведение уроков с использованием электронных учебников дает весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционным: создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекает школьников; предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; появляется возможность отслеживать и направлять траекторию изучения материала; текст содержит ссылки на другой материал без ограничения. Можно надеяться на повышение заинтересованности к учебе.

Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков. Использование интерактивной доски повышает эффективность уроков во много раз, так как, на мой взгляд, мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому ученик не может быть только пассивным зрителем или слушателем, а активно принимает участие в процессе обучения.

Работа с мультимедийным и интерактивным оборудованием повышает у школьников интерес к предмету, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, а самое главное, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет. Это можно проверить с помощью тестов, которые есть после каждой темы в электронных учебниках.

Повышение мотивации к учению осуществляю  проведением нетрадиционных уроков, таких как семинары, конференции, способствуют развитие у  обучающихся  умение самостоятельно работать с дополнительными источниками информации.

Повышению мотивации к изучению математики способствует систематическая внеклассная работа по предмету. Мои обучающиеся систематически принимают участие в заочных конкурсах различного уровня, таких как «Молодежный математический чемпионат», «Кенгуру», «Инфоурок».

Систематически участвую в организации и проведении недели предметов естественно – математического цикла, организовываю внеклассные мероприятия по предмету, в которых участвуют мои ученики.

Предметная неделя планируется таким образом, чтобы все обучающиеся могли проявить свои способности, для этого им предлагаются различного рода творческие задания по интересам: составление и решение ребусов, составление кроссвордов, оформление газет, подготовка презентаций. Традиционно, во время проведения недели, проходит «Математический поезд» для 5–7 классов и «Брейн-ринга» для 8–11 классов.

Одной из  форм внеклассной работы по предмету является  элективный курс. В 2013–2014 учебном году в рамках предпрофельной подготовки в 9А классе веду элективный курс  «Решение уравнений и неравенств». Данный курс в этом учебном году провожу первый год.

 Включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе в рамках НОУ позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей. Исследовательская деятельность даёт возможность развития познавательного интереса к предмету у обучающихся с различным уровнем мотивации. В 2012 году ученик 7 А класса  Жигулин Егор занимался  исследовательской  работой по теме « Математика вокруг нас». С результатами исследования  он выступил на конференции НОУ «Поиск» Центра образования. В данном учебном году обучающаяся 9 А класса Джураева Зульфия занимается исследованием  по теме «Проценты в повседневной жизни человека».

Особое внимание уделяю индивидуально — групповым занятиям по предмету. На таких занятиях обучающиеся получают дополнительную консультацию, что позволяет более «слабым» ликвидировать пробелы в знаниях.

Для обучающихся 9, 11 классов провожу ИГЗ по подготовке к экзаменам, используя не только материал учебника, но и материалы открытого банка заданий, других интернет- ресурсов, а так же сборники для подготовки к ЕГЭ и ГИА и другую дополнительную литературу.

Положительная  динамика роста успеваемости  позволяет сделать вывод о повышении мотивации обучающихся к предмету.

Для совершенствования личностного и профессионального роста целенаправленно занимаюсь самообразованием. В 2013–2014 учебном году работаю над темой: «Устный счет, как способ повышения вычислительной культуры обучающихся». С результатами своей работы планирую выступить на заседании МО и научно –практической конференции.

Свой профессиональный уровень повышаю на курсах в ГОУ ДПО Амурской области Амурский институт развития образования.

Второй год являюсь руководителем творческой группы учителей математики Центра по теме: «Технология деятельностного метода».

Постоянно делюсь опытом работы среди коллег МОБУ ЦО и города.

18
февраля
2014

3.3 Продуктивность педагогической деятельности

  • Итоговые результаты по предмету за 4 года:

Учебный год

Предмет

Количество обучающихся

% успеваемости

% качества

СОУ

2009-2010

Алгебра

Геометрия

Математика

97

97

26

89

90

100

24

22

34

41

41

51

2010-2011

Алгебра

Геометрия

Математика

95

95

26

90

92

98

20

17

45

41

39

50

2011-2012

Алгебра

Геометрия

Математика

102

102

52

92

91

93

22

20

35

41

41

46

2012-2013

Алгебра

Геометрия

Математика

98

98

52

96

96

98

26

22

21

44

42

45

Примечание: нестабильный уровень успеваемости объясняется тем, что в классы добавились обучающиеся с низкой мотивацией к обучению.

Примечание: снижение качества знаний по математике объясняется тем, что классы 2009-2011года и классы 2011–2013 годов разные по уровню мотивации и подготовки.

Результаты  сдачи экзаменов в форме ГИА:

Учебный год

Класс

Количество сдававших

Успешно сдали

% успеваемости

2011-2012

9А,Б

31

30

98%

 Результаты сдачи экзамена в форме ЕГЭ:

Учебный год

Класс

Количество сдававших

Успешно сдали

% успеваемости

2010 — 2011

11А

23

23

100%

2012-2013

11Б

15

14

93%

Примечание: Снижение процента успеваемости  в  2012–2013 учебном году объясняется снижением количеством сдававших и тем, что один обучающийся не сдал экзамен.

18
февраля
2014

Результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах:

Учебный год

Название олимпиады

Уровень

Количество участников

Результат

2009-2010

«Кенгуру»

«Молодежный

чемпионат»

Международный

Всероссийский

11

9

сертификаты участия

2010-2011

«Кенгуру»

«Молодежный

чемпионат»

Международный

Всероссийский

15

13

сертификаты участия

призёр

2011-2012

«Кенгуру»

«Молодежный

чемпионат»

Международный

Всероссийский

33

8

сертификаты участия

2012-2013

«Кенгуру»

«Молодежный

чемпионат»

Международный

Всероссийский

13

5

сертификаты участия

2013-2014

«Слон»

 «Молодежный

чемпионат»

«Инфоурок»

Международный

Всероссийский

Всероссийский

6

8

11

сертификаты участия

Дипломы 2и3 степени, сертификаты участия

Посещаемость ИГЗ, элективных курсов:

Учебный год

Электив, ИГЗ

классы

Численность участников

2010-2011

ИГЗ 9 класс

9 Б

15

ИГЗ 11 класс

11А

23

2011-2012

ИГЗ 9 класс

9АБ

30

2012-2013

ИГЗ 11 класс

11Б

12

2013-2014

Электив «Решение уравнений и неравенств с параметрами»,

20

ИГЗ 9 класс

20

ИГЗ 11 класс

11А

20

© 2019. .