Уважаемые родители, педагоги, гости нашего сайта!
Мы продолжаем с Вами разговор о детях с ограниченными возможностями здоровья; что делается Учреждением для обучения, социализации таких школьников.
Председатель, члены Управляющего совета поздравили всех нас с участием в региональном конкурсе среди образовательных организаций на присвоение статуса региональной инновационной площадки Амурской области.
Согласно приказу министерства образования и науки Амурской области «О проведении в 2015/2016 учебном году эксперимента по введению федерального государственного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных и государственных общеобразовательных организациях Амурской области» от 20.08.2015 № 1105 МОБУ ЦО вошёл в число пилотных площадок (20 муниципальных и 6 государственных общеобразовательных учреждений).
Главной задачей считаем: создание специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, а также образовательная деятельность обучающихся должна быть направлена не только на развитие академических, но и жизненных компетенций.
Просим Вас ознакомиться с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) и с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
С сентября 2015 года мы в условиях эксперимента вводим федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО) для обучающихся с ОВЗ.
Некоторые моменты попытаюсь раскрыть:
- В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут быть разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) или специальные требования к организации образовательного процесса. Достаточно разные образовательные возможности и специфические потребности обучающихся с ОВЗ, которые варьируются в зависимости от ведущих нарушений развития и существует множество нюансов интеграции учащихся с ОВЗ в систему общего образования, связанных с необходимостью выравнивания стартовых возможностей получения образования. Поэтому для всех категорий обучающихся с ОВЗ («глухих, слабослышащих, слабовидящих, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутического спектра, т.д.) требуется отдельный ФГОС начального общего образования.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» обязателен для реализации как в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (ранее специальные (коррекционные) учреждения), так и в общеобразовательных организациях для разработки адаптированных образовательных программ конкретного обучающегося с ОВЗ.
Другой ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599, охватывает весь период получения образования, так как для этой категории обучающихся (с лёгкой степенью умственной отсталости, умеренной, тяжёлой, глубокой; сложными и множественными нарушениями развития) не определены уровни образования, а учитываются их специфические образовательные потребности.
Новшеством является вариативность программ и возможность перехода от одной образовательной программы к другой (в зависимости от результатов ПМПК и экспертной оценки образовательных результатов педагогическим коллективом).
ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ предусматривает 4 варианта к каждой категории обучающихся.
Оба стандарта предполагают пролонгированные сроки обучения: увеличение сроков обучения происходит за счёт удлинения сроков обучения в 1-ом классе (исходя из возможностей детей, которые не получили коррекционно-развивающей помощи на уровне дошкольного образования).
Важно отметить, что обязательно вводится внеурочная деятельность, 5 часов из которых отводится на коррекционно — развивающие занятия для более чёткого освоения детьми жизненных компетенций и преодоления трудностей развития.
Сегодня все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. При этом совсем не обязательно, что они будут обучаться в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Оба названных стандарта применяются к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. В настоящее время в учреждениях осуществляется анализ готовности к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, методическая подготовка.
Деятельность МОБУ ЦО в условиях экспериментального перехода на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:
По данному направлению в нашем общеобразовательном учреждении, МОБУ ЦО, осуществлён анализ готовности учреждения к экспериментальному переходу на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с сентября 2015 года:
1.
1. | муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Центр образования г. Зея | МОБУ ЦО | |
2. | Количество классов на 01 сентября 2015 | 21 класс-комплект, 2 группы | |
2.1. | Число обучающихся, - | 530 человек | |
2.2. | в том числе детей — инвалидов, – | 25 человек (4,7%) | |
2.3. | детей с ОВЗ | 35 человек (6,6%) | |
3. | Общее число педагогических работников в ОУ - | 28 человек | |
3.1. | из них учителей, участвующих в экспериментальной деятельности по переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ | 3 учителя начальных классов, педагог-психолог; заместитель директора по учебно-воспитательной работе (члены рабочей группы) | |
3.2. | Число руководящих работников | 3 человека | |
Карта самооценки |
| Критерии/показатели | Состояние (описать) | Количество баллов (выполнение показателя – 1 балл, не выполнение показателя – 0 баллов) |
1. | Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС образования детей с ОВЗ | | 4 |
1.1. | Наличие в Уставе пункта по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья | Разработан проект Устава в новой редакции | 1 |
1.2. | Наличие лицензии на обучение по программам 7–8 видов | есть | 1 |
1.3. | Разработка локальных актов, обеспечивающих введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ | в процессе разработки Изданы, созданы, утверждены: — Приказ «Об организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 31.08.2015 № 356-од; — Приказ «Об индивидуальном обучении» от 08.09.2015 № 414-од (ребёнок – участник); — План мероприятий на 2015/2016 учебный год по экспериментальному введению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и подготовке к введению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с сентября 2016 года (приказ «Об утверждении плана мероприятий по введению ФГОС обучающихся с ОВЗ» от 11.09.2015 № 432-од; — заседание ПМПк по определению направлений внеурочной деятельности обучающемуся с ОВЗ на дому по модели «частичная инклюзия» (Протокол от 21.10.2015). | 1 |
1.4. | Приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО должностных инструкций работников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ | Вносятся изменения, корректировки | 0 |
1.5. | Создание рабочей группы по введению ФГОС образования детей с ОВЗ | Создана рабочая группа по обеспечению введения в МОБУ ЦО ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; — Положение о рабочей группе (приказ «О создании условий по введению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 01.09.2015 № 379-од); | 1 |
2. | Стандарты организации всех необходимых сфер, пространств или сред, необходимых для образования детей с различными формами ОВЗ в МОБУ ЦО | | 2 |
2.1 | Кадровое обеспечение | | |
2.2. | Анализ кадровых ресурсов ОУ на соответствие требованиям ФГОС образования детей с ОВЗ | Большое количество педагогов не подготовлено к работе с детьми с ОВЗ | 0 |
2.3. | Наличие плана повышения квалификации педагогических работников | есть | 1 |
2.4. | Наличие плана методической работы, обеспечивающего сопровождение введения ФГОС образования детей с ОВЗ | Работа проблемной группы, постоянно-действующий семинар, заседания ПМПк | 1 |
2.5. | | | |
3. | Финансово-экономическое обеспечение | | 1 |
3.1. | Наличие в локальных актах, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих выплат работникам ОУ, обеспечивающим введение ФГОС образования детей с ОВЗ | Выплаты осуществляются за работу с детьми с ОВЗ | 1 |
4. | Материально-техническое обеспечение (в зависимости от варианта стандарта) | | 1 |
4.1. | Проведение инвентаризации материально-технической, учебно-методической, информационной базы на её соответствие ФГОС образования детей с ОВЗ и составление заявок (плана закупок) по данному направлению | | 0 |
4.2. | Организация закупок специализированного оборудования для реализации мероприятий по введению ФГОС образования детей с ОВЗ | | 1 |
4.3. | Обеспечение доступной среды для детей с ОВЗ | | 0 |
4.4. | Обеспечение учебно-методической литературой по ФГОС образования детей с ОВЗ | | 0 |
| | | |
5. | Информационное обеспечение введения ФГОС образования детей с ОВЗ | | 2 |
5.1. | Проведение родительских собраний, заседаний Управляющего совета по введению ФГОС образования детей с ОВЗ | | 1 |
5.2. | Информационное сопровождение по вопросам введения ФГОС образования детей с ОВЗ на сайте МОБУ ЦО | | 1 |
| | Итого: | 10 баллов 66,6% |
Уровни готовности:
- 80 −100% — ОУ готово к введению ФГОС образования детей с ОВЗ;
- 50 – 79% — ОУ готово к введению ФГОС образования детей с ОВЗ частично;
- менее 50% — ОУ не готово к введению ФГОС образования детей с ОВЗ.
Вывод: МОБУ ЦО готов к введению ФГОС образования детей с ОВЗ частично.
2. В первые классы поступило 2 ребёнка с ОВЗ: один ребёнок-инвалид с интеллектуальными нарушениями; другой с ОВЗ – ЗПР с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, он непосредственный участник экспериментального введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
3. Проводится работа по созданию сенсорной комнаты (фото, этап оснащения).
4. Информирование педагогической, родительской общественности осуществляется через проведение методического и педагогического Советов, деятельности проблемной группы, методического объединения учителей начальных классов; заседаний Управляющего совета, родительских собраний, СМИ (районная газета «Зейский вестник»), сайт МОБУ ЦО.
Работа продолжается.