обучающие: ввести понятия: “электромагнитные колебания”, “колебательный контур”; показать универсальность основных закономерностей колебательных процессов для колебаний любой физической природы; показать, что колебания в идеальном контуре являются гармоническими; раскрыть физический смысл характеристик колебаний;
развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: мозговой штурм, самостоятельная обработка информации.
Оборудование: ноутбуки – один на пару обучающихся.
Ход урока
Организационный момент
Пояснить, что находится на партаху обучающихся:
Лист оценивания.
Задания для практики.
Папка на ноутбукес заданиямии необходимой информацией.
Урок пройдет в форме ЗУМ – Знаю – Умею – Могу.
Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока.
Блок «Я знаю»
Вот уже много уроков мы разбираемсяс вамис разными видами колебаний и волн, которые нас окружают.
Давайте вспомним, что мы знаемо них:
Что такое колебание?
Периодически изменяющееся движение
Какими бывают механические колебания?
Свободными или вынужденными, затухающими или незатухающими
Какими свойствами должна обладать система для того, чтобы в ней могли возникнуть свободные колебания?
В колебательной системе должна возникать возвращающая сила и происходить превращение энергии из одного вида в другой, трение в системе должно быть достаточно мало
Назовите системы, в которых возникают механические колебания.
Математический и пружинный маятники
Что заставляет механические часы работать?
Колебательный механизм
Что такое механическая волна?
Возбужденное колебание
Что такое электромагнитная волна?
Взаимноперпендикулярные силовые линии электрического и магнитного поля E и B
Что является источником электромагнитных волн?
Ускоренно движущаяся заряженная частица
Кто из ученых получил и зарегистрировал электромагнитную волну?
Генрих Герц
Что такое конденсатор?
Это устройство, предназначенное для накопления заряда и энергии электрического поля
Зачем нужна катушка индуктивности?
Для создания магнитного поля
А теперь вспомним необходимые нам формулы:
Как определить период маятников в механических колебательных системах?
Формулы Т
Как обозначается конденсатор и катушка индуктивности?
Нарисовать
Как найти энергию электрического поля — конденсатора?
W=CU2/2
Как найти энергию магнитного поля?
W=Li2/2
Как возникают свободные механические колебания?
Когда тело выводят из положения равновесия и отпускают
Как возникают свободные электромагнитные колебания?
Проблемный вопрос
Не знаем!!!
Как определить период в электромагнитных колебательных системах?
Лист оценивания
Что сегодня нам необходимо выяснить на уроке?
Как возникают электромагнитные колебания
Какие задачи мы поставим:
Узнать о новом устройстве, которое получает свободные электромагнитные колебания.
Узнать формулу периода электромагнитных колебаний.
Научиться отвечать на новые вопросы и решать задачи.
Итак, мы готовык изучению нового материала?
Эпиграфомк урокуя выбрала слова известных творческих людей, хотя жили они в разных эпохах, но их слова являются до сих пор актуальными:
«Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо подумать сообща», Борис Васильев (русский советский писатель и сценарист).
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», Лев Николаевич Толстой (русский писатель и мыслитель).
Работать в основном будете самостоятельно, в парах.
Начинаем…
Радиовещание (т. е. передача звука) осуществляется посредством электромагнитных волн, излучаемых антенной радиопередающего устройства. Значит, для того чтобы антенна излучала электромагнитные волны, в ней нужно возбуждать колебания свободных электронов.
Как можно получить электромагнитное колебание?
Видеоролик «Колебательный контур»
Итак, в электрических цепях, так же как и в механических системах, таких как груз на пружине или математический маятник, могут возникать свободные колебания. Сегодня мы приступаемк изучению таких систем.
Тема сегодняшнего урока: “Колебательный контур”.
Изучение нового материала – самостоятельная работа в парахза ноутбуками.
Блок «Я умею»
Учитель объясняет:
Сегодня мы рассмотрим, почему в колебательном контуре происходят колебания и как возникают электромагнитные колебания. Что же такое электромагнитные колебания?
Электромагнитные колебания –периодические изменения электромагнитных величин (электрического заряда, силы тока и напряжения)
Простейшая система, в которой могут возникать свободные электромагнитные колебания, – колебательный контур. Он состоит из конденсатораи катушки, которая присоединена к его обкладкам.
Колебательный контур –система, состоящая из конденсатораи катушки, присоединённой к его обкладкам.
Самостоятельная работа обучающихся с учебником, дополнительным материалом и таблицейна ноутбуках.
Объяснениекем-тоиз пар обучающихся стадий колебательного процесса в контуре.
Итак,
в колебательном контуре происходят колебания заряда, силы тока и напряжения. Причиной является наличие в контуре катушки индуктивности. Процесс зарядки и разрядки конденсатора не происходит мгновенно, а через некоторый промежуток времени. Каждую четверть периода происходит превращение энергии электрического поля в энергию магнитного поля, и обратно.
А от чего же зависит период колебаний в колебательном контуре?
Формулу для определения зывисимости периода электромагнитных колебаний была выведена английским физиком Уильямом Томсоном в 1853 году.
Период колебаний – время одного полного колебания
T = 2
= с
Исследование зависимости периода от C иL — работа с ноутбуками.
Выводы из задания — объяснение кем-тоиз пар обучающихся.
Выводы: чем больше индуктивность (или емкость), тем больше период. Прямая зависимость.
Лист оценивания
Подведение итогов урока – тест
Блок «Я могу»
Лист оценивания
Рефлексия
Выводы из урока
Заслушать высказывания обучающихся по достигнутым задачам.
12 апреля 2018 годав МОБУ ЦО прошел Гагаринский урок «Космос – это мы»в соответствии с «Календарём образовательных событий на 2017–2018 учебный год».
Урок проводится ежегодно с 2016 года,12 апреляв Международный день космонавтики в детских садах и школах России. И с2017 года – в 81 стране мира.
Цели проведения Гагаринского урока:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах подвигов Советских и Российских лётчиков-космонавтов.
Популяризация достижений страны в пилотируемой космонавтике и расширение международного сотрудничества в области космонавтики.
В этом году Гагаринский урок был посвящён юбилейным датам:
55-летию полета В. В. Терешковой;
20-летию нахождения МКС на орбите Земли;
30-летию программы «Буран».
Инициативной группой обучающихся 7А и 10А класса под руководством Зотовой Татьяны Владимировны, учителя физики и информатики, был создан проект проведения Гагаринского урока в Центре образования.
План мероприятий
Класс
Тема мероприятия
Ответственный
3А
Мастер-класс «Моделирование бумажной ракеты своими руками»
Красноруцкий Евгения
Корнеев Егор
5А
Урок информатики «Проект «Мой первый рисунок в графическом редакторе Paint» (тема «Космос и мы»)
Зотова Т. В.
7А
Беседа «Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт»
Урок астрономии «Перспективные направления космоса в России»
Зотова Т. В.
11Б
Лекция «Космос и мы»
Куругликова Светлана
Пермяков Аристарх
Лобода Тимофей
Все мероприятия сопровождались видеороликами.
«Мы — граждане страны, которая открыла космос для всего человечества. Сегодня отечественные ракетоносители и космические корабли доставляют нас и наших коллег из других стран сюда, на Международную космическую станцию для работы в этой грандиозной лаборатории. Мы уверены, что совсем скоро человечество выйдет за пределы околоземной орбиты и мы полетим дальше, мы создадим обитаемую станцию на поверхности Луны и ступимна Марс»,— заявил командир экспедиции, поздравив своих соотечественников, коллег, а также всех жителей планеты с великим праздником…